В Казахстане заработал новый механизм досудебного урегулирования проблем с задолженностью, сообщает Qapshagai-city, пресс-служба Агентства РК по регулирования и развитию финансового рынка.
С 1 октября 2021 года вступили в силу поправки в законы о банках и банковской деятельности, а также микрофинансовой деятельности в части введения единого правового режима урегулирования банками и микрофинансовыми организациями (МФО) проблемной задолженности заемщика.
Теперь заемщики-физлица, имеющие просроченную задолженность, могут решить вопросы по реструктуризации своих кредитов или микрозаймов напрямую с кредиторами, которых обязали рассматривать заявления граждан в рамках правового поля.
Заемщики, в свою очередь, в течение 30 дней с даты наступления просрочки должны обратиться в кредитную организацию для реструктуризации займов с письменным заявлением или иным способом, который прописан в кредитном договоре. В заявлении необходимо указать, в связи с чем возникла просрочка, предложить свои варианты возможной реструктуризации и предоставить подтверждающие документы, свидетельствующие о снижении доходов и невозможности оплачивать по своим обязательствам.
Заявление заемщика подлежит обязательному приему, регистрации, учету и рассмотрению банком и МФО. Далее кредитор рассматривает обращение, при этом учитывая такие факторы, как текущее финансовое положение (платежеспособность), социальное положение заемщика, единственность залогового жилья, добросовестное исполнение обязательств по займу.
Свой ответ кредитор должен предоставить в течение 15 календарных дней:
- согласие, принимая предложенные заемщиком изменения в условия договора банковского займа/микрокредита;
- свои предложения по изменению условий договора банковского займа/микрокредита;
- отказ с указанием мотивированного обоснования причин.
Если заемщику не удалось достичь согласия с кредитором по условиям реструктуризации займа, он вправе обратиться в Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка.
При этом заемщик обязательно должен предоставить доказательства своего обращения в банк или МФО и недостижения взаимоприемлемого решения.