18+

О требованиях по готовности школ Алматинской области к новому учебному году

До нового учебного года остались считанные дни и не будет лишним узнать, касательно обеспечения безопасных и оптимальных условий обучения в школах, как важного фактора охраны здоровья наших детей.

Главный государственный санитарный врач Алматинской области Исмаилов Марат Адельжанович рассказал редакции сайта Qonaev-gorod  о требованиях к подготовке школ к новому учебному году, результатах медицинских осмотров учащихся, а также дал свои рекомендации родителям по подготовке ребенка к школе.

Марат Адельжанович, расскажите, пожалуйста, какие меры предпринимаются для обеспечения безопасности и здоровья учащихся в учебных заведениях?

Учитывая, что в возрасте 7-17 лет дети проводят большую часть своего времени в школе, очевидным является необходимость обеспечения оптимальных условий для их обучения. Критерием, характеризующим санитарно-гигиеническое состояние школ во взаимосвязи со здоровьем учащихся, является, в первую очередь, соответствие состояния учреждения действующим нормативам. Т.е. здания школ, их внутренняя среда не должны оказывать неблагоприятного влияния физических, химических, биологических и иных вредных факторов на учащихся.

К примеру, в 2022 году в ходе проверок выявлена ученическая мебель для учащихся 14 школ Енбекшиказахского и Карасайского районов, не соответствующая их росту и возрасту, что является вредным фактором для возникновения у учащихся сколиоза.

Необходимо также помнить, что мебель в учебных помещениях должна устанавливаться с учетом обеспечения естественного бокового левостороннего освещения. Не допускается направление основного светового потока спереди и сзади от обучающихся.

Так, в ходе замеров нами установлены заниженная освещенность в 761 контрольной точке 60 школ девяти районов области, за исключением Балхашского района, что является вредным фактором для возникновения у учащихся заболеваний глаз, в частности остроты зрения.

Проведены 5 884 замеров уровней искусственной освещенности из них 761 или 13% или установлена заниженная освещенность в классах и кабинетах (2021 г. – 6925/778/11,2%).

К слову, для искусственного освещения используют лампы светодиодные, люминесцентные и энергосберегающие. Неисправные, ртутьсодержащие лампы хранятся в отдельном помещении, не доступном для обучающихся и воспитанников.

Сейчас повсеместно дети увлечены сотовыми телефонами и планшетами, в школах имеются компьютерные классы. Проходят ли они какой-либо контроль со стороны вашего ведомства?

Да, нами проведены более 34 тысячи замеров уровней электромагнитных полей (ЭМП) в компьютерных классах школ, из них в 918 замерах 55 школ 8 районов выявлены превышения. Как мы знаем, электромагнитные волны приводят к неблагоприятным изменениям в организме, сопровождающиеся угнетением центральной нервной системы, а это замедление реакции, ухудшение памяти, депрессии разной тяжести, повышенная возбудимость, раздражительность, резкие перепады настроения, головокружения и другое. Поэтому, выработаны временные критерии нахождения детей в подобных классах.

Непрерывная длительность занятий в кабинетах с видеотерминалом, персональным компьютером, планшетами и ноутбуками в течение учебного часа должна составлять:

  • в предшкольных, дошкольных группах (классах) и 1 классах – не более 15 минут;
  • во 2-3 классах – не более 20 минут;
  • в 4-8 классах – не более 25 минут;
  • в 9-11 (12) классах – не более 30 минут.
А что вы можете сказать о нарушениях температурного режима воздуха в школах, дети часто устают в жарких помещениях, а зимой во многих классах школ достаточно прохладно?

Вы правы, занятия учеников в холодных классах и условиях повышенной влажности являются вредными факторами возникновения острых респираторных заболеваний и заболеваний мочевыводящих путей. Для контроля за температурой воздуха в игровых, учебных и спальных помещениях организаций образования, воспитания должны устанавливаться термометры. Ежедневный контроль возлагается на медицинского работника школы.

В 8 школах трех районов Алматинской области нами выявлены нарушения параметров температуры и влажности воздуха.

Как известно, школьники ежегодно проходят медосмотр, чтобы не пропустить ранние проявления опасных отклонений и болезней. Имеется ли какая либо статистика, становится ли здоровее современный школьник или ситуация идет на ухудшение здоровья?

Могу сказать, что в 2022 году более 153 тысячи учащихся были охвачены углубленным медицинским обследованием, что составляет 93% от подлежащих, а это на 17 тысячи больше, чем в прошлый учебный год.

По сравнению с прошлым учебным годом, в 2021/2022 учебном году отмечается улучшение состояния здоровья школьников, характеризующаяся снижением: в 1,6 раза эндокринных заболеваний (зоб); в 1,5 раза болезней костной и мышечной системы, из них искривление позвоночника; органов пищеварения и органов слуха; в 1,3 раза заболеваний глаз, в том числе остроты зрения, кариес зубов, системы кровообращения, в том числе анемии, острыми респираторными заболеваниями.

Отмечается незначительная положительная динамика снижения заболеваний нервной системы с 10,5 до 9,9; мочевыводящих путей с 6,4 до 5,6; и инфекционных и паразитарных заболеваний с 3,4 до 3,0 на 1000 учащихся.

Статистика распространенности болезней у школьников:

  • на первом месте кариес зубов с показателем 75 случаев на 1000 учащихся;
  • на втором месте заболевания глаз - 27,4, в том числе острота зрения 14,9;
  • на третьем месте заболевания системы кровообращения 15,1, в том числе анемия 13,4;
  • Далее - острые респираторные заболевания 10,4;
  • заболевания нервной системы 9,9;
  • костной и мышечной системы 7,2, из них искривление позвоночника 1,6;
  • эндокринные заболевания 6,6, из них зоб 1,7;
  • болезни органов пищеварения 6,6;
  • заболевания мочевыводящих путей 5,6;
  • органов слуха 4,6;
  • инфекционные и паразитарные заболевания 3,0.
Давайте поговорим непосредственно об учебном процессе. Какие факторы должны учитываться и должны ли, при составлении расписания уроков для школьников?

Мы все знаем, что продолжительность урока не должна превышать 45 минут. В первых классах применяют "ступенчатый" режим учебных занятий с постепенным наращиванием учебной нагрузки. В сентябре планируют три урока по 35 минут, с октября по 45 минут. С проведением на уроках физкультминуток и гимнастики для глаз. Для учащихся первых классов в течение года должны быть дополнительные недельные каникулы. Стоит отметить, что проведение сдвоенных уроков в начальной школе не допускается.

При составлении расписания уроков учитывается динамика умственной работоспособности учащихся в течение дня и недели и используется таблица ранжирования предметов по трудности.

Продолжительность перемен между уроками для учащихся должна составлять не менее 5 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) – 30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после второго и четвертого уроков устраивать две перемены по 15 минут каждая.

Важно, между сменами предусматривают перерыв продолжительностью не менее 40 минут для проведения влажной уборки и проветривания.

Учитывая особенности нашего региона, начало учебного года еще достаточно жаркий период, как обеспечивается питьевой режим для учащихся, контролируется ли качество питьевой воды в течении всего учебного года?

Да, в нашем регионе особое внимание уделяется организации питьевого режима в школах, ведь, в первую очередь – это профилактика инфекционных заболеваний, передающихся через загрязненную воду, такие как вирусные гепатиты А и Е, кишечные инфекции, брюшной тиф, паратифы, холера, лептоспироз, туляремия, ротавирусная инфекция и др.

Обязательны стационарные питьевые фонтанчики с наличием ограничительного кольца вокруг водяной струи высотой не менее 10 сантиметров, либо питьевая вода, расфасованная в емкости (графины, чайники, бачки и другие) или бутилированная, кулеры (диспенсеры) для воды с наличием чистой посуды (стеклянная, фаянсовая, одноразовые стаканчики). Качество питьевой воды подтверждается лабораторными исследованиями.

В целях профилактики возникновения и распространения инфекционных заболеваний, особенно вспышек, в школах должны обеспечиваться и постоянно соблюдаться санитарно-дезинфекционные и противоэпидемические мероприятия.

Приведу некоторые цифры: в 60 школах области зарегистрирована заболеваемость гепатитом А среди 76 учащихся, в том числе среди 1-4 классов - 13 случаев , 5-8 классов – 32, 9-11 классов – 31 случай. Как можно заметить, основные заболевшие – это учащиеся среднего звена и выпускники.

В разрезе территорий: высокая пораженность школ Илийского района -20, Енбекшиказахского района - 11, Талгарского и Карасайского районов – по 8, Жамбылского - 6, Уйгурского - 4, Балхашского района - 2, города Конаев – 1. 

Расскажите какие санитарные требования предъявляются к школьным столовым, как должно быть организовано питание школьников?

В целях профилактики железодефицитных состояний и йододефицитных заболеваний, заболеваний ЖКТ, профилактики кариеса зубов, в пищеблоках и столовых школ используются йодированная соль и обогащенная (фортифицированная) пшеничная мука высшего и первого сортов железосодержащими витаминами, минералами. Периодически проводится оценка качества питания бракеражной комиссией, состав которой определяется приказом руководителя объекта с обязательным включением медицинского работника, администрации, заведующего производством и представителя родительского комитета.

Для обучающихся первой смены предусматривается одно-двухразовое питание – второй завтрак или второй завтрак и обед, для учащихся второй смены – полдник, для групп продленного дня – второй завтрак, обед и полдник.

Исключается изготовление или реализация кондитерских изделий с кремом и сладостей (шоколад, конфеты, печенье в потребительских упаковках), макарон по-флотски, форшмаков, студней, паштетов;

  • жареных во фритюре изделий;
  • сложных (более четырех компонентов) салатов, салатов, заправленных майонезом;
  • пищевой продукции домашнего изготовления;
  • первых и вторых блюд на основе сухих пищевых концентратов быстрого приготовления;
  • газированных сладких безалкогольных напитков, лечебных и лечебно-столовых минеральных вод, безалкогольных энергетических (тонизирующих) напитков;
  • фаст-фудов: гамбургеров, хот-догов, пиццы, наггетсов, чипсов (чипсонов), соленых сухариков с вкусовыми добавками;
  • острых соусов, кетчупов, жгучих специй (перец, хрен, горчица);

Также запрещена установка аппаратов для реализации пищевой продукции.

И напоследок, хотелось бы поговорить о школьной форме, ведь учащиеся проводят в ней 5–6 часов в день, поэтому очень важно чтобы она не оказывала негативного влияния на их здоровье. Какие рекомендации вы можете дать родителям?

Первое, на что должен родитель обратить внимание - маркировка, которая должна содержать информацию на государственном и русском языках с указанием вида и массовой доли (%) натурального и химического сырья в материале верха и подкладке изделия, размера изделия. Маркировка обуви должна иметь информацию о размере, модели или артикуле изделия, материале верха, подкладки и подошвы, условиях эксплуатации и ухода за обувью. Маркировка ранцев ученических, сумок, портфелей и рюкзаков должна обязательно содержать информацию о возрасте пользователя.

Второе, обращаем внимание на состав, вид, детали и вес изделий для детей и подростков. Одежда должна пропускать воздух, не иметь выраженного химического запаха, поэтому, нужно выбирать материал с высокой долей натурального сырья, чем синтетического материала. В закрытой обуви всех половозрастных групп не допускается подкладка и стелька из искусственных и синтетических тканей.

Портфели и ученические ранцы должны иметь детали и фурнитуру со светоотражающими элементами на передних, боковых поверхностях и верхнем клапане и изготовляться из материалов контрастных цветов. Ранцы для детей младшего школьного возраста должны быть снабжены формоустойчивой спинкой. Масса ученических портфеля и ранца для учащихся начальных классов не более 0,7 кг, для учащихся средних и старших классов не более 1-го килограмма.

Расписание уроков составляется с учетом ежедневного учебного комплекта (учебники и письменные принадлежности) без веса ученического портфеля или ранца. Вес ежедневного учебного комплекта не должен превышать:

  • для обучающихся 1 - 3 классов – 1,5-2,0 кг;
  • для обучающихся 4 - 5 классов – 2,0-2,5 кг;
  • для обучающихся 6 - 7 классов – 3,0-3,5 кг;
  • для обучающихся 8 - 11(12) классов – 4,0-4,5 кг.

Третье, перед покупкой запросите у продавца документы на реализуемые товары. Для ранцев школьно-письменных принадлежностей, одежды - декларация о соответствии, для нательного белья, чулочно-носочных изделий, обуви - сертификат соответствия. Добросовестные продавцы их всегда предъявляют потребителям.

Благодарим, Марат Адельжанович, за интересную и очень информативную беседу!

Углеродные поглощения
22:34, 19 ноября
Назначение
15:54, 19 ноября