18+

"ARTиШОК" сделал ставку на город Конаев

Фото: Instagram/artishock_theatre

Большие города Казахстана всегда находятся в центре внимания режиссеров. Им посвящают фильмы и спектакли. Достаточно вспомнить киноальманах "Сердце мое – Астана" (2012), в котором Егор Кончаловский и казахстанские кинематографисты поют оду новой столице. Или рок-мюзикл "Три дома окнами во двор" (2019), в котором Антон Митнев прослеживает на примере героев путь советской Алма-Аты в современную южную столицу. Но "ARTиШОК" на то и театр культурного шока, чтобы представлять принципиально другой подход к портретам городов и вообще к созданию спектаклей.

На днях в театре провели две открытые репетиции нового спектакля "Қонаев", посвященные небольшому городу, известному прежде как Капчагай.

Спектакль, которого не ждали

Мы не могли пропустить такой шанс заглянуть в будущую постановку и пообщаться с его создателями. Этот проект, который по словам художественного руководителя театра и режиссёра Галины Пьяновой будет представлять оригинальный мюзикл, находится в своем начале. Для либретто активно собирается драматургический материал. Завершающийся первый этап включает в себя актерскую лабораторию. Это неформальные поездки в город Конаев, наблюдения, интервью, погружение в историю города.

Театр решил подключить к созданию спектакля зрителей и провел две открытые репетиции. Подобным творческим методом создавался нашумевший и вполне успешный спектакль "ПРЯМОПОТОЛЕБИ" (2013), который можно назвать неформальным портретом Алматы. В него вошли многие мифы и реалии города, в том числе борьба экоактивистов за сохранение урочища Кок-жайляу. Этот уголок природы в итоге удалось отстоять, но борьба за него далека от окончания.

И вот новое городское погружение "АРТиШОКа", полное мифов, импровизаций, эпатажа, пародий на нашу жизнь, а также на известных персон. Спектакль идет на русском и казахском языках. Это представление с раритетными видеоматериалами, что роднит его с документальным театром, а также со странными танцами и песнями, как в мюзикле без этого? В общем, все то, за что мы любим "АРТиШОК" - игриво и непредсказуемо, весело и страшно.

Конечно, спектакль еще сыроват. Мне, как капчагайцу не хватило более глубокого погружения в тему. Не все изюминки и архетипы города еще нашли свое воплощение. Но и в таком зачаточном виде этот пародийный, музыкальный фарс-спектакль со скрытой философией, с яркими молодыми актерами представляет большой интерес и вызывает массу эмоций и размышлений.

Песни в исполнении экскурсовода Евгении Морозовой (ее играет Анастасия Тарасова), а также дуэт полицейских уже звучат захватывающе и очень эффектно. Кстати, наш сайт также решил поучаствовать в процессе создания спектакля и предоставил его создателям информацию о главных туристических достопримечательностях города.

Было бы здорово показать в будущем этот экспериментальный спектакль жителям Конаева, тем более, что в городском акимате есть большой зал с прекрасным цифровым экраном на фоне. Это открывает большие возможности для художника театра Антона Болкунова, который в этом году получил премию "Золотая маска" и стал первым казахстанским театральным художником, удостоенным этой награды. Кстати, первый казахстанский режиссер - обладатель этой награды также из "АРТиШОКа" - это Галина Пьянова.

Но внутренний голос мне подсказывает, что акимату Конаева будет непросто принять такое решение, ведь спектакль полон сатирических образов чиновников и полицейских. Впрочем, есть надежда на областной акимат, в просторном здании которого (бывшее казино) также есть большой зал, способный принять мюзикл, героем которого это сооружение является. Но это лишь смелые мечты. Спектакль нужно еще докрутить, как рулетку, результат которой всегда непредсказуем.

Театральная рулетка

После первой открытой репетиции нам удалось пообщаться с Галиной Пьяновой, режиссером этого действа.

Галина, почему для темы спектакля вы выбрали именно этот город? Не боитесь обвинений в том, что эту тему вам спустили сверху?

"Проект никем не финансируется. Тему, как полагается независимому театру, мы выбрали самостоятельно. Нас привлекла нестройная, полная драматизма биография этого города. После строительства ГЭС в 70-е и 80-е он бурно развивался. Это был один из успешных проектов советского Казахстана. Но в 90-е годы, как казалось, он уже никому не был нужен, даже Господу Богу. Люди узнали, что такое жизнь без газа и тепла. Многие знаковые предприятия были закрыты. Но затем в нулевых годах в Капчагай неожиданно были переведены все казино из Алматы, и он фактически превратился в игорную столицу Казахстана. Однако создание казахстанского Лас-Вегаса на северном берегу водохранилища так и осталось на бумаге. Многие казино впоследствии были закрыты. И наконец, в прошлом году Капчагай пережил еще одну метаморфозу - он был переименован в Конаев и стал столицей Алматинской области.

Когда небольшой город обретает имя такого масштабного человека, символа страны, это говорит о том, что государство возвращается в него и делает на него ставку. Я имею ввиду не столько финансовую, сколько имиджевую составляющую. При этом государство выкупает здание одного из крупнейших казино и размещает в нем акимат Алматинской области. Случай в мировой практике беспрецедентный. Поэтому мы решили не оставаться в стороне, и на своем театральном языке заново прожить непредсказуемую историю этого города, которая начинается с 1853 года, когда появилось поселение Илийское (за год до основания Верного), оценить его настоящее и, теперь самое главное – заглянуть в его будущее. И таким образом, выйдя на сцену, мы хотим проиграть будущее своей страны, через судьбу города, через личные истории связанных с ним людей. Наш театр - то место, где это возможно. Потому что наш основной инструмент – это фантазия. И с помощью нее мы можем конструировать, создавать модель будущего, и в какой-то степени влиять на то, чтобы это будущее нас не разочаровало".

Сколько времени вы работаете над этим проектом и когда ждать результат?

"Мы занимаемся этой постановкой довольно серьезно уже в течение двух месяцев. Иногда разочаровываемся в себе, том, что мы делаем, в том, что мы видим вокруг. Иногда очаровываясь и влюбляюсь вновь в свою страну. Мы заняты тем, чтобы окунуться в этот маленький город и понять, кто мы здесь, кто мы есть, и что значит понятие "Жана Казахстан". Понять не формально, а по-настоящему, глубоко. Потому что коллектив театра состоит из тех людей, которые хотят жить в этой стране и хотят почувствовать и показать зрителям, как будет выглядеть ее будущее. Это основной посыл спектакля. Следующая открытая репетиция состоится в феврале. Окончательную версию мы планируем показать в мае следующего года".

Почему вы решили устроить открытую репетицию начальной версии постановки, а не предпоказ уже готового спектакля?

"Нам хочется понять, насколько в правильном направлении мы движемся. Возможно, на сцене будут импровизации. Мы хотим увидеть реакцию зрителей. Хотим, чтобы зрители побыли вместе с нами, но не простыми наблюдателями. Чтобы они поучаствовали в создании этого спектакля. Для этого мы после просмотра просим их заполнить анкету и оставить свои идеи и пожелания. Все они будут учтены, ведь будущее должно твориться не только на сцене, но и в зале, а также за его пределами".

Олег БЕЛОВ/Фото автора