18+

О мерах по противодействию коррупции

Коррупция является глобальной проблемой, которая влияет на развитие стран и подрывает доверие граждан к государственным институтам.

В этом контексте Республика Казахстан активно работает над созданием эффективной системы противодействия коррупции, стремясь к прозрачности, справедливости и устойчивому развитию.

Ведущей стратегией противодействия коррупции в Казахстане является стремление к прозрачности в государственных деятельности и экономике. Это включает в себя:

  • Законодательные меры: в Республике Казахстан были приняты законы и нормативные акты, направленные на усиление противодействия коррупции. На сегодняшний день в Республике Казахстан действует Закон РК "О противодействии коррупции", принятый 18 ноября 2015 года, пришедший на смену Закону РК "О борьбе с коррупцией" 1998 года.

Закон 2015 года регулирует общественные отношения в сфере противодействия коррупции и направлен на реализацию антикоррупционной политики в Казахстан.

Вместе с этим, были приняты закон о государственных закупках, антикоррупционные стандарты для государственных служащих и меры по защите лиц, сообщивших о готовящихся или совершенных фактах коррупции.

  • Антикоррупционные органы: в стране существует уполномоченный орган по противодействию коррупции – Агентство Республики Казахстан по противодействию коррупции, которое играет ключевую роль в борьбе с коррупцией, в том числе проведении расследований, обучении и просвещении.
  • Электронное правительство: Казахстан активно внедряет цифровые технологии в государственное управление, что способствует уменьшению возможностей для коррупции путем автоматизации процессов и повышения доступности информации путем исключения непосредственного общения потребителя услуг с лицами, осуществляющими государственные функции.

Одной из функций антикоррупционной деятельности является антикоррупционное обучение. В рамках образовательных программ и кампаний гражданам предоставляются знания о последствиях коррупции для общества и инструменты для ее борьбы.

Ежегодно не менее 5% от общего числа государственных служащих санэпидслужбы Алматинской области проходят антикоррупционное обучение.

Осведомленность граждан и их активное участие в противодействии коррупции играют важную роль в этом процессе.

Согласно статье 6 Закона система мер противодействия коррупции включает:

  • антикоррупционный мониторинг
  • анализ коррупционных рисков
  • формирование антикоррупционной культуры
  • проведение научной антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов в соответствии с законодательством Республики Казахстан
  • выявление коррупциогенных норм при производстве юридической экспертизы в соответствии с законодательством Республики Казахстан
  • формирование и соблюдение антикоррупционных стандартов
  • финансовый контроль
  • антикоррупционные ограничения
  • предотвращение и разрешение конфликта интересов
  • меры противодействия коррупции в сфере предпринимательства
  • выявление, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений
  • сообщение о коррупционных правонарушениях
  • устранение последствий коррупционных правонарушений

Антикоррупционный мониторинг – это систематическое наблюдение и анализ за проявлениями коррупции в различных сферах общественной жизни. Цель такого мониторинга - выявление, предотвращение и борьба с коррупцией. Это может включать в себя мониторинг деятельности государственных органов, бизнеса, общественных институтов и других сфер, подверженных риску коррупции.

В рамках антикоррупционного мониторинга проводятся анализ законодательства, оценка эффективности мер по борьбе с коррупцией, а также сбор и анализ данных о фактах коррупционной деятельности. Эта практика помогает обнаруживать уязвимые места в системе и разрабатывать меры для их устранения.

Анализ коррупционных рисков - это процесс выявления и оценки потенциальных угроз коррупции в различных областях деятельности. Он включает в себя идентификацию конкретных ситуаций, процессов или структур, которые могут способствовать возникновению коррупции, а также оценку вероятности и потенциальных последствий этих угроз.

Для проведения анализа коррупционных рисков обычно используются различные методы, включая экспертные оценки, анализ данных, оценку законодательства и политик, а также интервью с заинтересованными сторонами. Целью такого анализа является разработка стратегий и мер для снижения рисков коррупции, укрепления прозрачности и интегритета в организации или системе.

В текущем периоде департамент санитарно-эпидемиологического контроля Алматинской области провел анализ коррупционных рисков в 3-х районах области. По результатам анализа разработаны рекомендации по снижению коррупционных рисков.

Формирование антикоррупционной культуры в обществе или в организации – это процесс, направленный на изменение отношения людей к коррупции, их осознание вреда коррупции для общества и личности, а также на установление норм и ценностей, способствующих противодействию коррупции.

Этот процесс включает в себя несколько ключевых аспектов. Один из них - образование и информирование: поддержание общественного диалога о проблеме коррупции, ее последствиях и способах противодействия. Это может включать проведение образовательных кампаний, семинаров, тренингов, разработку учебных материалов и пропаганду через различные медиа.

На сегодняшний день в целях укрепления антикоррупционной культуры среди государственных служащих 5 человек руководящего состава территориальных подразделений Департамента санитарно-эпидемиологического контроля Алматинской области прошли антикоррупционное обучение в рамках повышения квалификации.

Кроме того, ежеквартально госслужащие, в том числе впервые поступившие на государственную службу, проходят антикоррупционный онлайн-курс в информационной системе (ИС) "Documentolog". За 1-й квартал 2024 года по итогам прохождения итогового тестирования в ИС "Documentolog" 92% госслужащих получили сертификат об успешном прохождении курса.

Ежемесячно с участием уполномоченного по Этике Департамента проводятся разъясняющие и обучающие мероприятия по вопросам противодействия коррупции. Всего проведено 5 таких мероприятий, в том числе выездных.

Эффективное формирование антикоррупционной культуры требует комплексного подхода и сотрудничества различных структур общества – государственных органов, бизнеса, гражданских обществ и международных организаций.

Предотвращение и разрешение конфликтов интересов играют важную роль в борьбе с коррупцией и обеспечении этичного поведения в организациях. Согласно подпункту 5) ст.1 Закона "О противодействии коррупции" конфликт интересов – противоречие между личными интересами лиц, занимающих ответственную государственную должность, лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, лиц, приравненных к ним, должностных лиц и их должностными полномочиями, при котором личные интересы указанных лиц могут привести к неисполнению и (или) ненадлежащему исполнению ими своих должностных обязанностей.

В случае обнаружения конфликта интересов лицам, занимающим ответственную государственную должность, лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, лицам, приравненным к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, должностным лицам запрещается осуществлять должностные обязанности.

В этом случае они обязаны в письменной форме уведомить непосредственного руководителя либо руководство организации, в которой они работают, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только им станет об этом известно.

Непосредственный руководитель либо руководство организации по обращениям лиц или при получении информации из других источников обязаны своевременно принимать следующие меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов:

1) отстранить государственного служащего от исполнения должностных обязанностей и поручить другому лицу исполнение должностных обязанностей по вопросу, в связи с которым возник или может возникнуть конфликт интересов;

2) изменить должностные обязанности;

3) принять иные меры по устранению конфликта интересов.

Для предотвращения и разрешения конфликта интересов необходимо:

1. "Обучение персонала": государственные служащие должны быть проинформированы о политике конфликта интересов и обучены распознавать и управлять этими ситуациями. Обучение может включать в себя этические стандарты, обучение по управлению конфликтами и обучение по принятию этичных решений.

2. "Механизмы отчетности и наблюдения": Создание механизмов отчетности и наблюдения за соблюдением политики конфликта интересов помогает обнаруживать потенциальные нарушения и предотвращать коррупцию.

3. "Прозрачность и доступность информации": Обеспечение доступности информации о связях и интересах руководителей и ключевых сотрудников может помочь предотвратить конфликты интересов и повысить доверие к государственным органам.

Департамент санитарно-эпидемиологического контроля на ежемесячной основе проводит мониторинг деятельности своих территориальных подразделений по вопросу конфликта интересов. За отчетный период конфликта интересов не выявлено.

Противодействие коррупции в Республике Казахстан требует комплексного подхода, объединяющего законодательные меры, образование и международное сотрудничество. Успех в этой борьбе не только способствует развитию страны, но и укрепляет доверие граждан к государственным институтам и обществу в целом.

Гульжан Аманова, заместитель руководителя Департамента санитарно-эпидемиологического контроля Алматинской области, Уполномоченный по Этике​​​​

Углеродные поглощения
22:34, 19 ноября
Назначение
15:54, 19 ноября