Утрата статуса, выдача бесплатных лекарств и права пациентов при получении медпомощи.. Какие вопросы волновали казахстанцев в прошлом году, рассказали в Фонде социального медицинского страхования.
Как сообщают в ФСМС, в 2024 году граждане активно обращались с вопросами по ОСМС. Среди часто задаваемых – способы проверки статуса, уплаты и возврата взносов, получения лекарств и необходимой медицинской помощи.
Фонд активно проводит информационные кампании, направленные на повышение осведомленности о возможностях и преимуществах ОСМС, а также организует обучающие семинары для населения и медработников.
Отдельное внимание уделяется жалобам на некачественное оказание медицинской помощи, недоступность определенных медицинских услуг и дефицит специалистов в некоторых регионах. Фонд активно работает с медицинскими организациями и управлениями здравоохранения для улучшения ситуации, проводя анализ и выявляя проблемные зоны.
Итак, чаще всего в прошлом году задавались следующие вопросы.
1. Я плачу взносы на ОСМС, застрахован, но не знаю, на какие медицинские услуги имею право.
В перечень медицинской помощи в системе ОСМС (Согласно постановлению Правительства РК от 20 июня 2019 года № 421 "Об утверждении перечня медицинской помощи в системе обязательного социального медицинского страхования") входят:
- специализированная помощь в амбулаторных условиях: профилактические осмотры, консультации профильных специалистов, динамическое наблюдение лиц с хроническими заболеваниями, стоматология определенным категориям населения, диагностика и процедуры;
- специализированная и высокотехнологичная помощь в стационарозамещающих условиях, включая услуги стационара на дому, также плановая и экстренная стационарная помощь (лечение в круглосуточном стационаре, операции, в том числе дорогостоящие, лечение в условиях дневного стационара;
- медицинская реабилитация (после болезни, травм, операций);
- обеспечение лекарствами и медицинскими изделиями на уровне поликлиники (для состоящих на учете) и при оказании специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи на уровне стационара.
2. Меня не приняли в поликлинике из-за отсутствия статуса застрахованного. Выходит, я не получу медпомощь, даже если заболею?
Лицам, за которых не поступили отчисления и взносы, доступен гарантированный объем бесплатной медицинской помощи (согласно Кодексу РК "О здоровье народа и системе здравоохранения").
ГОБМП предоставляется гражданам РК, кандасам, беженцам, иностранцам и лицам без гражданства, постоянно проживающим в РК, за счет бюджетных средств. Он включает профилактические, диагностические и лечебные медицинские услуги, а также лекарственное обеспечение.
Если точнее, в гарантированный объем медпомощи входят:
- скорая медицинская помощь;
- первичная медико-санитарная помощь;
- специализированная медицинская помощь в амбулаторных условиях:
при профилактике и диагностике ВИЧ-инфекции и туберкулеза; при травмах, отравлениях и других неотложных состояниях; при социально значимых и определенных хронических заболеваниях;
- специализированная медицинская помощь в стационарозамещающих условиях: при социально значимых заболеваниях; при определенных хронических заболеваниях, подлежащих динамическому наблюдению;
- специализированная медицинская помощь в стационарных условиях: при лечении инфекционных, паразитарных заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, по определенному перечню; при изоляции лиц с подозрением на эти заболевания и др.;
- медицинская реабилитация больных туберкулезом;
- паллиативная медицинская помощь по перечню заболеваний;
- обеспечение препаратами крови и ее компонентами.
- обеспечение лекарственными средствами, медицинскими изделиями, специализированными лечебными продуктами, иммунобиологическими лекарственными препаратами.
3. Что делать, если врачи перегружены и нет записи?
Длительность ожидания медицинских услуг не должна превышать 15 рабочих дней (в соответствии с Правилами проведения мониторинга исполнения условий договора закупа медицинских услуг у субъектов здравоохранения в рамках ГОБМП и (или) в системе ОСМС).
Если в поликлинике нет записи в указанные сроки, то пациента при необходимости могут направить по соисполнению в другую клинику.
В случае превышения длительности ожидания медицинских услуг более 15 дней и ненаправления пациента к другому врачу/ в другую клинику, он может обратиться в службу поддержки пациента и внутренней экспертизы.
СПП рассматривает обращения и жалобы, занимается урегулированием ситуаций, возникших в процессе получения пациентами медицинских услуг. Причем обратиться туда могут как сами пациенты, так и их родственники.
Также в организациях ПМСП работают фильтр кабинеты, в которые пациент может обращаться с признаками или подозрением на инфекционное заболевание. Запись туда не требуется (в соответствии с пунктом 110 Стандарта организации оказания первичной медико-санитарной помощи в РК, утвержденного приказом и.о. Министра здравоохранения РК от 30 марта 2023 года № 49).
4. Как получить необходимые лекарства по ОСМС?
Лекарства выдаются по определенным заболеваниям (согласно Перечню лекарственных средств и медицинских изделий для бесплатного и (или) льготного амбулаторного обеспечения отдельных категорий граждан РК с определенными заболеваниями (состояниями), утвержденных приказом Министра здравоохранения РК от 5 августа 2021 года № ҚР ДСМ-75).
Пациенту необходимо обратиться в свою поликлинику. Там он проходит необходимые обследования для установления диагноза. Затем оформляется диспансерный учет, и он находится под наблюдением у участкового врача или профильного специалиста, который будет выписывать рецепт на бесплатное получение лекарства. По этому рецепту при предъявлении удостоверения личности пациенту выдадут лекарство в аптеке при поликлинике.